Томас фон Вегесак

(в сокращении)

Шведский издатель, видный деятель международного правозащитного движения, на протяжении ряда лет возглавлял Комитет «Писатели в заключении» Международного ПЕН-клуба 

Основание ПЕН-клуба было одной из многих попыток объединить европейских интеллектуалов после Первой Мировой войны. ПЕН-клуб, однако, существенно отличается от других ассоциаций. Если сравнить его, например, с «Кларте», левым международным альянсом интеллигентов Анри Барбюса, то поражает, какую сложную структуру имела «Кларте», организация, которая с самого начала была обречена. В отличие от нее, ПЕН-клуб был импровизацией.  

У практически никому не известной английской писательницы по имени Кэтрин Эми Доусон-Скотт родилась идея основать вечерний клуб для писателей. Она считала, что если бы подобные клубы существовали в других европейских столицах, писатели знали бы, куда пойти, чтобы встретиться с коллегами, товарищами. Для большего они не предназначались.  

Первый обед состоялся 5 октября 1921 г. Среди присутствующих выделялся Джон Голсуорси, который согласился присоединиться к ПЕНу. Он стал первым президентом клуба. Все были удивлены тем, что Голсуорси посвятил себя делу ПЕН-клуба. Всего несколько недель назад он ответил одной шведской газете, которая пригласила его принять участие в конгрессе писателей — сторонников мира, что, по его убеждению, писатели меньше всего  пригодны для международного сотрудничества. По мнению Голсуорси международная конкуренция и искусство не имеют между собой ничего общего. ПЕН-клуб, однако, не имел для Голсуорси  никаких идеологических или политических задач, и отсутствие подобных целей, несомненно, обеспечило успех организации.  

В 1923 году, когда ПЕН-клуб проводил свой первый международный конгресс в Лондоне, центры были уже созданы в одиннадцати различных странах. Годом позже их количество возросло до восемнадцати. Но прошло совсем немного времени и политические разногласия проникли в  ПЕН-движение.  

За десятилетие своего президентства Голсуорси вел непрерывную борьбу против проникновения политики в клуб. Это было сражение, которое, в конечном счете, было проиграно.

В 1932 году в Будапеште прошел последний конгресс, на котором присутствовал Голсуорси. На открытии сессии он провозгласил декларацию из пяти пунктов. Они могут рассматриваться как краткое изложение Устава ПЕНа, который он сам помогал составить за несколько лет до этого.  

ПЕН выступает за Литературу в смысле Искусства (ни журналистики, ни пропаганды) и за распространение Литературы как Искусства из страны в страну.

ПЕН выступает за добрую дружбу между писателями в их собственных странах и между писателями всех остальных стран.

ПЕН придерживается того принципа, что его члены не могут ничего делать или писать для разжигания войны. 

ПЕН выступает за гуманнизм. Такие слова как национализм, интернационализм, демократический, аристократический, империалистический, антиимпериалистический, буржуазный, революционный и любые иные слова, имеющие определенное политическое значение, не могут быть связаны с ПЕНом, поскольку ПЕН не имеет ничего общего с государством или партийной политикой, и не может служить ни государственным, ни политическим интересам или конфликтам. 

Сегодня ПЕН-клуб является единственной международной организацией писателей. Он пережил все другие попытки такого рода, от «Кларте» до COMES. Объяснение тому может быть найдено в его независимости. В отличие от других попыток объединить писателей всего мира, ПЕН-клуб всегда отказывался принимать какую-либо поддержку от политических партий, властей или государств. ПЕН-клуб никогда не выступал в какой-либо иной роли, кроме той, что представлял своих членов. В этом смысле решимость Голсуорси во что бы то ни стало сохранить неполитический характер ПЕН-клуба не утратила  свою актуальность и сегодня.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 × два =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.