Хвост виляет собакой

260
Владимир Берязев

Владимир БЕРЯЗЕВ

Продолжая тему, поднятую в опубликованных «Литературной газетой» материалах: «Мятеж канцеляристов» и «Десять лет с правом переписки» (Открытое письмо Министру юстиции А. В. Коновалову), – мы помещаем сегодня на нашем сайте письмо писателя Владимира Берязева из Новосибирска.

Когда я собирал и проводил в 1999-м году III съезд писателей Сибири для того, чтобы в полной мере возродить журнал «Сибирские огни» (которому в феврале 2022-го года будет сто лет), мне было легче. Авторитет «инженеров человеческих душ» как элиты российского общества был ещё на весьма высоком уровне. Ещё большими тиражами и с выгодой издавались современные книги даже в региональных издательствах. Ещё живы были многие выдающиеся мастера, сформировавшиеся в прежней литературоцентричной эпохе: в Омске – Владимир Макаров, в Барнауле – Владимир Башунов, в Новокузнецке – Любовь Никонова, в Томске – Александр Казанцев, в Красноярске – Роман Солнцев, в Иркутске – Анатолий Кобенков, в Чите – Михаил Вишняков… Список можно продолжить.

Слава Богу, многие из участников того движения ещё живы, но, увы, по прошествии 20-ти лет даже выдающиеся мастера отодвинуты на периферию социальной жизни. Таковы Анатолий Кирилин в Барнауле, Наталья Ахпашева в Абакане, Эдуард Русаков в Красноярске, Бронтой Бедюров в республике Алтай, Владимир Костин в Томске, Андрей Сизых в Иркутске, Баир Дугаров в Бурятии, Владимир Тыцких во Владивостоке и пр., и пр. У меня язык не повернётся ассоциировать их с действующими (или изображающими деятельность) писательскими союзами, они живы и присутствуют в нашем культурном пространстве, скорее, вопреки этой псевдодеятельности. Они, как самобытные личности, как некие точки бифуркации, которые способны в итоге изменить равновесие системы. Именно от них, думаю, может начаться некое конструктивное движение, чтобы прекратилось, наконец, деление на «наших» и «ваших», чтобы творчество наших современных писателей, поэтов, драматургов стало гарантом духовной независимости и той самой тайной свободы, доступ к которой, как к неисчерпаемому источнику энергии, был открыт в Слове два века назад солнцем нашей поэзии.

Именно такую, доступную лишь посвящённым высокую миссию, я видел, вступив несколько лет назад в Русский ПЕН-центр. Мои товарищи, около трех сотен писателей, которым не надо доказывать свою состоятельность, носители и мастерства, и духовного авторитета, одним своим присутствием в культурном пространстве влияли на коллективную атмосферу общества. Авторитет писательской и правозащитной деятельности Русского ПЕН-центра несомненен. Защита всех «униженных и оскорбленных», а не только избранных по тем или иным причинам, в основном политическим. Выступления с призывами к милосердию и здравомыслию. Из последних событий — благодаря ПЕН-центру и при моём участии тоже — отстояли музей Павла Васильева в Павлодаре, сейчас решаем, и не без успеха, вопрос о возрождении в Сибири международного поэтического фестиваля «Русский беркут», его, Павла Васильева имени. И много другого хорошего делается и предстоит быть сделано.

И вот мы собрались в декабре 2018-го года на Общее собрание, обо всём договорились, наметили планы, порешили привести бумаги сообщества в соответствие с требованиями Министерства юстиции РФ. И, вроде, всё шло своим чередом. Но тут, вместо бунта охлократического возник бунт канцелярский, когда несколько функционеров примитивно испугались, что их отстранят от «кормушки», возле которой они так уютно пристроились. Вопреки просьбам законно избранного руководства ПЕНа, отказались отдавать печать, подписать жизненно важные документы о грантах, субсидиях, стипендиях обедневшим писателям. Затем обрушили официальный сайт Русского ПЕН-центра, что вообще-то является уголовным преступлением. Мотивировка этих неблаговидных поступков весьма туманна. Она, в основном, заключается в том, что «канцеляристы», с их слов, почти тридцать лет служили ПЕН-центру «верой и правдой», и поэтому им всё можно. О вскрытых многолетних финансовых злоупотреблениях они как-то забывают, рассылая лживые письма доверчивым писателям и призывая их к бунту, естественно «бессмысленному и беспощадному».

Ибо наш президент Евгений Попов, преемник Андрея Битова, один из тех, кто учредил Русский ПЕН-центр в 1989 году, доходчиво и вполне внятно объясняет необходимость перерегистрации и других перемен, подчёркивает свободу волеизъявления всех членов сообщества. Но, видимо, сама перспектива перехода контроля подписи, платежей и финансовых потоков — непереносима для бывших администраторов нашего ПЕН-центра.

Я всем сердцем присоединяюсь к словам Евгения Попова, выражающим волю Исполкома: «Нам предстоит достаточно длительный путь. Давайте вместе постараемся избежать нового витка раскола, жертвой которого может стать как писательский авторитет каждого из нас, так и судьба нашей организации, на спасение и укрепление, а вовсе не на разрушение которой направлены все наши усилия. Собрание мы, конечно, проведем. Общее, а не раскольничье. В установленные сроки. Вот там всё скажем друг другу в глаза, и обсудим все возникшие проблемы».
 

 
P.S. Меня периодически спрашивают: — Берязев, зачем ты всем этим занимаешься? Ни денег, ни славы, ни положения в обществе сегодня это не приносит.

Ну, во-первых, уже поздно что-то менять. Жизнь потрачена-прожита. Двадцать поэм, роман в стихах и дюжина лирических сборников зачем-то имеют место быть. Во-вторых, что такое «положение в обществе», каждый понимает по-своему, как счастье в повести Гайдара «Чук и Гек». Например, одна сибирская дама из администрации губернатора издала собрание своих стихотворных сочинений и теперь через суд упорно добивается, чтобы ее ОБЪЯВИЛИ ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ, то есть приняли в тамошний союз писателей. Когда я слышу такое, то отчетливо понимаю, что не хочу иметь со всем этими «союзами» ничего близкого на одном гектаре. Я – член Русского ПЕН-центра, и лучше буду сидеть у себя в деревне Абрашино, выращивать овощи, собирать грибы, воспитывать внучку.
И Бог даст, — сочинять!

2 июня 2019, Новосибирск

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

три × один =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.