В феврале 1989 года в СССР была зарегистрирована Общественная организация РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПЕН-ЦЕНТР. Вот исходный документ:

 

Незадолго до этого провалилась попытка ЦК КПСС создать в СССР «ручной» СОВЕТСКИЙ ПЕН-ЦЕНТР во главе с первым секретарем СП СССР ВЛАДИМИРОМ КАРПОВЫМ (президент) и официальным сотрудником Иностранной комиссии СП СССР ВЛАДИМИРОМ СТАБНИКОВЫМ (директор).

В 1991 году в связи с распадом СССР Общественная организация РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПЕН-ЦЕНТР была переименована в Общественную организацию Русский ПЕН-центр.

Первым президентом Русского Советского, а затем Русского ПЕН-центров стал АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ, директором остался ВЛАДИМИР СТАБНИКОВ.

С 1992 по 2016 пост Президента Русского ПЕН-центра (около двадцати пяти лет) занимал один из учредителей, выдающийся писатель АНДРЕЙ БИТОВ.

В 1994 году ВЛАДИМИР СТАБНИКОВ, обвиненный некоторыми членами ПЕН-центра в сотрудничестве с КГБ, покинул Русский ПЕН-центр, и директором нашей организации стал известный поэт АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО, показавший себя деловым и инициативным человеком.

А в 1999 году произошло странное. Общественная организация писателей «Русский ПЕН-центр» внезапно была перерегистрирована и получила статус ОТДЕЛЕНИЯ Международного ПЕН-клуба.

Перерегистрация была скорее всего незаконной. По Уставу Международный ПЕН-клуб – не имеет ОТДЕЛЕНИЙ. В его составе — 154 национальных ПЕН-центра: они юридически самостоятельны, и лишь координируют свои действия с Международным ПЕН-клубом, что прописано в его Уставе и Хартии. Преобразование российского НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА в ОТДЕЛЕНИЕ противоречит Уставу и Хартии Международного ПЕН-клуба и законам Российской Федерации. О целях этой акции остается только догадываться. Международный ПЕН-клуб в течение многих лет отказывался и отказывается дать Русскому ПЕН-центру справку о том, что он является Отделением, и, ссылаясь на Хартию и Устав, справедливо указывает: наша организация является именно НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ. Наше Министерство юстиции тоже справедливо, согласно законам РФ, требовало и требует такую справку и считает Русский ПЕН-центр ОТДЕЛЕНИЕМ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕНТРОМ В ЛОНДОНЕ, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Например, невозможностью внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ, где правом подписи по-прежнему обладают покойный А. Битов и давно уволенный М. Демченков.

В 2000 году в Москве прошел Всемирный конгрессе Международного ПЕН-клуба, лейтмотивом которого было обвинение России в геноциде чеченского народа и его культуры. Конгресс принял грубо политизированное заявление, обвиняющее Россию в этих «преступлениях».

Василий Аксёнов, Владимир Маканин, Валерий Попов, Евгений Попов и многие другие известные писатели, члены Русского ПЕН-центра в своем «особом мнении» резко выступили против этого заявления. Что вызвало гневное осуждение их «неправильного» поступка Лондонской штаб-квартирой.

В 2007 году ушел из жизни директор Русского ПЕН-центра Александр Ткаченко , который дневал и ночевал в ПЕНе, координировал правозащитную деятельность и умел обеспечить финансовое благополучие Русского ПЕН-центра законными способами.

Директором через некоторое время стал М.И. ДЕМЧЕНКОВ, практически исполнявший «при Ткаченко» функции завхоза и порученца.

Его финансовая деятельность многие годы, по сути, была бесконтрольной. В правозащитную и литературно-издательскую деятельность он не вмешивался, зато развернул на площадях арендуемого ПЕН-центром у Москомимущества здания (634 кв. м) незаконную предпринимательскую и коммерческую деятельность, которая тщательно скрывалась от рядовых членов ПЕН-центра и подавляющего большинства членов Исполкома. Незначительная часть доходов шла на дорогостоящее содержание ветхого здания ПЕН-центра, пришедшего при Демченкове в ужасное состояние. Однако бо́льшая часть денег – как выяснилось позже – уходила директору, который «с барского плеча» скупо делился незаконными доходами со своим окружением из числа административных и технических работников. Кроме того, у многих писателей якобы на нужды ПЕН-центра выманивалась половина ежегодных государственных стипендий и субсидий, выделяемых Министерством культуры, что составляло около 1.000.000 руб. ежегодно и официально нигде не учитывалось.

Как уже говорилось, с 2009 года Лондонская Штаб-квартира Международного ПЕН-клуба отказывалась заверять любые документы Российского отделения, уверяя нас в том, что Русский ПЕН-центр — автономная организация, и при этом, продолжая активно вмешиваться во внутренние дела нашего ПЕН-центра. В свою очередь, Минюст РФ требовал, чтобы все наши документы были заверены Лондоном. Многие годы длился этот юридический казус, что вполне устраивало М.И. Демченкова, который ухитрился самовольно внести в ЕГРЮЛ следующие беспрецедентные изменения: в список учредителей вдруг попали люди, которые ими не являлись, а некоторые здравствующие ныне учредители потеряли свой статус (Ю. Мориц, Е. Попов, О. Чухонцев).

Тем временем, А.Г. Битов, занятый множеством других важных дел, доверил правозащитную деятельность Русского ПЕН-центра популярной писательнице Л. Е. Улицкой. Последствия не заставили себя ждать. В 2014 году небольшая группа литераторов во главе с той же Людмилой Улицкой, заявила о российской «оккупации» Крыма и на деньги М. Б. Ходорковского (тогда это не скрывалось) выехала в Киев обличать «агрессию» России. В знак «благодарности» М. Б. Ходорковский перевел 50.000 долларов на валютный счёт Русского ПЕН-центра, что подтверждено документально. Денег этих члены Русского ПЕН-центра и в глаза не видели. Скорее всего, и они осели в карманах Демченкова. Вместо капитального ремонта он «украсил» здание ПЕН-центра оголенной проводкой и проваливающимися полами, недорогим, но бросающимся в глаза сайдингом. Антироссийские ПОЛИТИЧЕСКИЕ заявления части Исполкома и отдельных членов Русского ПЕН-центра, выступавших от имени всей нашей организации, сыпались как из рога изобилия. Финансовую подпитку «деятельности» этой части Русского ПЕН-центра – по словам Л. Е. Улицкой сказанным на одном из наших Исполкомов — уже тогда начал осуществлять Г.К. Каспаров.

Все это не соответствовало заявленным в Уставе целям и задачам Русского ПЕН-центра, и в 2015 Минюст РФ вынес Русскому ПЕН-центру предупреждение, потребовав прекратить противоуставную политическую деятельность.

В 2014 году президент Битов, в это время уже тяжело болевший, опубликовал открытое письмо о гибельности курса Улицкой. Это письмо поддержало подавляющее большинство ПЕНовцев. Улицкая была вынуждена уйти в отставку. Был исключен из Русского ПЕН-центра грязно оскорбивший А. Битова патентованный провокатор, асс дезинформации С. Пархоменко, нынче нашедший пристанище в Колумбийском университете. Некоторые его друзья, единомышленники, а также настоящие литераторы, которым он «задурил голову», вышли тогда из Русского ПЕН-центра. Именно пропагандист Пархоменко является одним из исполнителем инспирированного Лондоном доклада «Жесткое подавление свободы слова в России. 2012 -2018 гг.», полном вранья и неточностей.

В 2016 году президентом нашей организации с соблюдением всех требований Устава и законов РФ, при поддержке Андрея Битова на Общем отчётно-выборном собрании был избран Евгений Попов. Курс наконец-то сменился и пришел в полное соответствие с изначальным Уставом 1921 года, завещанным еще Д. Голсуорси, где ясно сказано, что «при всех обстоятельствах, и особенно во время войны, национальные или политические устремления не должны оказывать влияния на произведения искусства, на дело защиты гуманизма».

Новым руководством за последние годы сделано более 150 заявлений и обращений. Главные темы: защита прав журналистов и писателей не только в России, но и на Украине, в Прибалтике, республиках Закавказья и Средней Азии. Русский ПЕН-центр защищал ВСЕХ униженных и оскорбленных, вне зависимости от их национальности, гражданства и партийной принадлежности. Здесь и Олег Сенцов, обвиненный Российской прокуратурой в терроризме, и поэт Олесь Бузина, убитый в Киеве. К нам стали обращаться библиотекари, музейщики, и мы, как могли, помогали им.

Наш ПЕН вступался за несправедливо осужденных в России журналистов и за права русскоязычных граждан независимых Прибалтийских стран, взывал к милосердию, просил писателей использовать свой авторитет «в мирных целях», а не для разжигания злобы и нетерпимости. Иногда нам удавалось помочь людям. Однако наше независимое поведение не понравилось отдельным лицам из руководства Международного ПЕН-клуба, стремившимся и до сих пор стремящимся превратить нашу писательскую правозащитную организацию в оппозиционную политическую партию.

Чтобы нейтрализовать влияние Русского ПЕН-центра на российскую и мировую общественность, Лондонская штаб-квартира спешно, вопреки собственному Уставу, создала и легализовала в 2017- 2018 гг. две «карманные» организации: «Петербургский ПЕН-клуб» и «Ассоциацию свободное слово. Москва-ПЭН». А в Норвегии появился радикально настроенный «Чеченский ПЕН-клуб», состоящий из ЧЕТЫРЕХ человек. О нем мало кто знает в Чеченской Республике, видные писатели которой являются членами нашей организации.

Для преодоления юридического тупика руководящие сотрудники Минюста РФ на совещании у директора департамента г-на Титова, рекомендовали переименовать ОТДЕЛЕНИЕ Международного ПЕН-клуба или создать новую Общественную организацию из прежних членов ПЕН-центра, с тем же названием. То же самое посоветовали нам при личной встрече в Москве действующие руководители Международного ПЕН-клуба: Международный секретарь К. Калдмаа, Исполнительный директор К. Тёрнер и вице-президент Ю. Шульгин. Только так, считали тогда и они, и мы, можно сохранить Русский ПЕН-центр.

Это были мудрые советы С ДВУХ СТОРОН, и в ноябре 2018 года Русский ПЕН-центр снова обрел изначальный, законный статус ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, которая ведет свое существование с 1989 года. Президентом и этой, — а практически той же самой, но всего лишь переименованной организации, — был избран Евгений Попов, что НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ УСТАВУ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕН-КЛУБА И ЗАКОНАМ РФ.

Казалось бы, все конфликты преодолены. Но не тут-то было. С одной стороны — бывший директор Демченков, полномочия которого истекли в 2018 году, предпринял всё, чтобы прекратить деятельность российского ОТДЕЛЕНИЯ Международного ПЕН-клуба. Из-за его действий мы потерпели ущерб в сумме около 5 340 000 рублей. Это по его милости около СОРОКА писателей потеряли в 2018 году стипендии и субсидии, не был реализован выигранный нами по конкурсу Президентский грант на премию им. Фазиля Искандера, был закрыт счёт в ПАО Сбербанк, не осуществлялись коммунальные платежи, МЧС опечатало, как пожароопасное, здание по адресу ул. Неглинная 18/1, стр. 2. То есть, деятельность Русского ПЕН-центра в качестве ОТДЕЛЕНИЯ фактически была прекращена уже более года назад, и если бы мы вовремя не вернулись к статусу 1989 года, Русский ПЕН-центр давно прекратил бы свое существование к великой радости экстремистов-политиканов и «слева» и «справа».

За грубые финансовые и административные нарушения Исполком Российского отделения Международного ПЕН-клуба Русский ПЕН-центр постановил уволить М. И. Демченкова с поста директора и исключить его из членов Русского ПЕН-центра. Сейчас его темными делами занимается прокуратура. При этом ВРЕМЕННО ИЗБРАННЫЕ руководители Международного ПЕН-клуба, недовольные нашей политикой «поверх барьеров», вопреки Уставу и Хартии продолжали грубо вмешиваться в наши внутренние дела, жаждали сместить нынешний Исполком Российского отделения и президента Е. Попова, придерживавшегося «линии позднего Битова», в чем его обвиняли недоброжелатели.

Поощряемая Лондонской штаб-квартирой «инициативная группа» М. Демченкова безуспешно пыталась несколько раз организовать незаконные Общие собрания, рассылала в различные инстанции фальшивые письма якобы за подписями известных литераторов, не гнушалась и прямой клеветы.

Их лондонские покровители пошли на прямой подлог. В частности, Международный секретарь Кэтлин Калдмаа, выдавая желаемое за действительность, 10 мая 2019 года поспешила возвестить городу и миру о смещении Евгения Попова на собрании, которое должно было (!) состояться 20 мая, но не состоялось до сих пор.

Карлес Тёрнер не пригласил на Конгресс ПЕН-клуба в Маниле (Филиппины, 2019 г), представителей законного Русского ПЕН-центра, зато там присутствовала самозванка, мало кому известная в литературе русская дама.

Мы не можем кому-либо запретить нарушать уставы, законы и сходить с ума. Организовывать союзы, партии, ассоциации и т.д., врать, передергивать и мошенничать. Объявлять себя президентами, королями, шахами.

Но мы, известные русские писатели и граждане СВОЕЙ страны, не позволим вытирать о нас ноги и диктовать, как нам жить. Нас 200 человек, большинство из которых старожилы Международного ПЕН-клуба. Мы, в отличие от наших «оппонентов», свято чтим Хартию и Устав Международного ПЕНа. Мы терпеливо выполнили все требования, желая погасить конфликт. Мы не рабы. Мы критически относимся к ЛЮБОМУ правительству любого государства, нарушающему права и свободы граждан. Мы любим свою страну, литературу и друг друга. Мы боролись, и будем бороться, за свободу и демократию. Мы-то будем жить. А вот будет ли жить с такими ангажированными руководителями, презревшими Хартию и Устав, Международный ПЕН-клуб – большой вопрос.

Все сказанное подтверждено соответствующими документами.

ПРЕСС-БЮРО РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

17 + четырнадцать =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.