Владимир ЗахаровСегодня исполняется 80 лет Владимиру Захарову, члену Русского ПЕН-центра с 2007 года, знаменитому ученому и прекрасному поэту. Завтра, 2 августа в библиотеке им. Боголюбова (ул. Сущёвская 14) в 19:00 состоится его творческий вечер.

Захаров – «шестидесятник», он из ТОЙ ПЛЕЯДЫ, что представлена именами Фазиля Искандером, Олега Чухонцева, Евгения Рейна, Александра Кушнера, которые по достоинству оценили его стихи. Захаров, живший и работавший в новосибирском Академгородке, долгие годы писал их безо всякой надежды на публикацию.

Научная же карьера Владимира Захарова шла своим чередом: успешно защищен диплом, затем кандидатская, а вскоре и докторская диссертации. Научная командировка в Англию. Тогда же в квартире у Захарова состоялось первое собрание инициаторов открытого письма с протестом против необоснованного осуждения Александра Гинзбурга, после чего Владимир Захаров, уже заметный в ученом мире сотрудник Института ядерной физики, стал «невыездным» вплоть до начала «перестройки».

В начале 70-х Захаров уехал из Новосибирска и стал заведовать лабораторией в Институте теоретической физики АН СССР им. Ландау в подмосковной Черноголовке. Во время работы в этом институте он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а затем действительным членом РАН. В тяжелейшие для страны и отечественной науки 90-е он возглавлял этот институт. Тогда же стал лауреатом Государственных премий СССР и РФ.

Кредо поэта Захарова выражено в его синкретическом эссе «Пространство как предмет поэзии и науки»: «У поэта есть долг перед миром, в котором он живет. И поэт остро чувствует связь с этим миром, который ожидает неясное и, очень может быть, тревожное будущее. Поэт есть существо, родное этому миру, и ему иногда дано услышать сигналы, чреватые будущим. Тогда он просто обязан превратить их в звуки, которые будут «глаголом жечь»». По признанию Захарова, в его «поэзии немалую роль играет тема войны. Просто война, особенно будущая война, есть грозная и неустранимая реальность, присущая нашему миру. И если у поэта возникает императив о ней говорить, он не вправе от него уклониться». Для Захарова, не только как для «офицера справедливой войны», но и как для всякого большого поэта, одной из насущных забот-печалей является ответ на вопрос, насколько исполнен его «долг перед миром, в котором он живет». В том и заключен пафос поэзии Владимира Захарова, ему как Поэту и Гражданину необходимо откровение, что станется с этим миром после него, который без него станет уже иным.

«Скоро буду я утешен, как засыплют гроб трухой,
Чьей-то лестью погребальной, пафосом статьи прощальной, эпитафией плохой …
В том великом «может быть» не сумею я забыть бренный, тленный мир иной, не небесный, а земной.
Там, крылами шевеля, не утрачу, о Земля, ревность я к твоим делам: вынесла ль из дому хлам? Домик свой ты подмела ли?
Есть ли лед в твоем подвале, мед в кувшине на столе?
Что творится на Земле, где как молния стрижи?
Ты мне главное скажи: суд свершился ли небес, здесь мой главный интерес, кто развешан там на реях, на Земле, не в эмпиреях?»

Искренне поздравляем коллегу с юбилеем и выходом ШЕСТИТОМНИКА его стихов. Желаем счастья, новых строк и свершений.

По поручению Исполкома Русского ПЕН-центра

ВЛАДИМИР БОЙКОВ

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

четыре × 1 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.