Три недели назад Русский ПЕН-центр выступил с Заявлением в связи с делом Светланы Прокопьевой. Тогда была надежда, что восторжествует справедливость и гуманность. И вот теперь мы узнали: 6 июля в Пскове талантливой журналистке огласят приговор. Хотим напомнить: судят Светлану по статье «об оправдании терроризма». А если говорить конкретно, — судят за авторскую колонку, посвященную теракту в архангельском здании ФСБ. Как нам только что стало известно, прокуратура потребовала приговорить Прокопьеву к шести годам колонии и на четыре года запретить заниматься профессиональной деятельностью.

Вот что сказала на суде о своем деле сама Светлана Прокопьева: «Текст «Репрессии для государства» прочитали десятки, ну сотни, человек, когда он вышел. Он не вызвал никаких волнений в народе. Но через полгода ко мне ворвались собровцы с автоматами, перевернули мой дом, забрали мои вещи — и вот мы уже второй год, с привлечением экспертов, выясняем, был ли там состав преступления. При этом опасный, по мнению Роскомнадзора, текст теперь прочитан сотнями тысяч людей, переведен на английский и получил известность в разных странах мира. Другая тема, которую я думала затронуть — это перевернутая пирамида права. Я журналист, и в основе моей профессии лежит конституционное право на свободу слова. Оно детализировано в федеральном законе «О СМИ», который обязывает журналиста информировать общество о значимых событиях и проблемах, и дает право публично высказывать свое личное мнение. Это моя работа, за нее меня и судят. И вот, на одной чаше весов — Конституция, а на другой — ведомственные инструкции Роскомнадзора. Сотрудница этого квазицензурного органа, увидев, что машина выискала текст со словом «теракт», осознала, что перед ней «серьезная статья», и составила карточку «о нарушении» — толком не понимая, в чем именно нарушение, потому что специального образования у нее нет: «Я же не эксперт», — говорила она на этом процессе…» 

Скажем открыто: мы считаем требования прокуратуры чрезмерными, а выводы «Роскомнадзора» непрофессиональными и неподготовленными! Из опубликованных обстоятельств дела, а также из самой колонки такая неоправданная суровость отнюдь не вытекает. Зато непрофессионализм и неточности «экспертизы» сияют во всей красе.

И ещё. В этом деле нас, писателей, особенно смущает попытка прокуратуры запретить Прокопьевой заниматься профессиональной журналистской деятельностью. Чем же тогда заниматься Светлане в эти «запретные» годы? Строчить жалобы и обращения? Переписывать ведомственные инструкции Роскомнадзора? Времена запрета на профессии не должны возвращаться в нашу жизнь!

Русский ПЕН-центр считает требования Прокуратуры безжалостными и неосновательными. Условный срок, вот самое большее, чего заслуживает Светлана Прокопьева, по мнению многих юристов, с которыми мы консультировались.

Мы надеемся, что суд прислушается к мнению авторитетных писателей и правозащитников, призывающих внимательно и бережно относиться к конституционным правам наших граждан.

ПРЕСС-БЮРО РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

8 + 5 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.