ОТР. Программа «Истинная роль»

Русская литература оказала мощнейшее воздействие на культуру запада

Борис Евсеев, Даниил Крамер, Владимир Тартаковский

Несколько цитат Бориса Евсеева из передачи:

К нам проникает в основном цивилизация. Культура к нам проникает в виде культурного и лингвистического шлака. Язык культур всегда разный и всегда проникает в другую страну двумя путями: высоким и низким…

«Битлз» — великолепная, прекрасная музыка. Я всегда разделяю то, что держится на фольклорной, народной основе, которая является всегда чистой, в данном случае кельтской, и то, что наносное, лузга…

Русская культура и литература оказала мощнейшее влияние на литературу и культуру Запада: Дягилев, Чехов. Хемингуэй считал себя учеником русской культуры. Фолкнер – тоже. Акутагава Рюноскэ тоже считал себя полным учеником Достоевского. Достоевский оказал такое влияние, что оно еще возвращается до сих пор…

… Язык – это сознание. Чужой язык – это чужое сознание. Русский язык (я об этом писал эссе) использует примерно 40-50% коренных слов сейчас. И самое страшное – русский язык не является больше самоорганизующейся системой. Язык – это потрясающая стихия. Это стихия, как ветер, вода, эфир и так далее. И когда в него вливают огромными порциями плохое иноязычие (не Шекспира и не Вольтера), он становится дурным, дурнопахнущим, отвратительным и теряет свою самостоятельность…

Юрий Михайлович Лотман сказал, что искусство начинается тогда, когда возникают запреты. Его лекции о русской культуре, которые, я думаю, смотрели все, очень много значат для нас. В конце XIX – начале XX века был поразительный отбор: ни один настоящий графоман не попадал на страницы «Золотого руна», «Шиповника», других журналов. Искусство – это отбор. И Лотман об этом и говорит…

Кризис – это постоянное состояние человечества. Кризисы всегда ведут к выздоровлению… Я не очень надеюсь на государственный отбор. У нас не экспертное сообщество, а туса. Когда-то я написал небольшую статью в связи со смертью Татьяны Бек. Она называлась «Цензура кланов». Это цензура, которая хуже партийной и даже церковной: никогда в свой маленький мирок не пустит Толстого, Достоевского, Чехова, потому что у них Брешко-Брешковский…

Великий русский язык объединяет. Он и во Владивостоке, и в Магадане, и в Мурманске… Культура всегда выходит из языка. Даже музыка базируется на языке. Мы — самодостаточны, но с большими разноуровневыми перепадами. Бердяев сказал: «Русский характер полярен». Полярны у нас и области, полярны края…

Если бы не было фон Мекк, не было бы Чайковского. Закон о меценатстве, мне кажется, тормозится умышленно. И тормозится он не только налоговыми органами, а и теми нездоровыми чиновниками, которые хотят все держать в своих руках. Будут меценаты – они сразу Дягилева повезут в Париж. А зачем тогда эти чиновники, если будут хорошие меценаты – Савва Мамонтов, другие? Меценатство – это искусство. Так считали раньше. А сейчас считают, что это только зарабатывание денег на культуре. То, о чем сказал Павел Флоренский. Он сказал, что культура – это борьба с энтропией, а значит со смертью. Это великие слова…

Я желаю нашей русской культуре оставаться русской культурой, а российской – российской. Все проникновения хороши. Но если теряется ядро, ничего не остается. Поэтому быть самим собой. И только свое, но с отражением из всего мира.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

19 + 9 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.