Сегодня отмечает юбилей уникальный поэт, мудрый философ, вдумчивый литературный критик, доктор философских наук Константин Александрович КЕДРОВ. Член Исполкома Русского ПЕН-центра, создатель литературной группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз,1984) член Союза писателей СССР (1989), Константин Александрович входит ещё и в Международный Союз дворян по линии старинного рода Челищевых.

Родился юбиляр в 1942 году в семье Александра Бердичевского и Надежды Юматовой, артистов театра города Рыбинска Ярославской области. С 1960 года живёт в Москве. В 1961 году поступил в МГУ на факультете журналистики, в 1962 перевелся в Казанский университет. Закончив историко-филологический факультет Казанского государственного университета, в 68 году поступил в аспирантуру Литературного института им. Горького. В 1973 году защитил в МГУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души»). Именно в это время Кедров знакомится с великим философом-имяславцем, учеником о. Павла Флоренского Алексеем Фёдоровичем Лосевым. С 1974 по 1986 год Константин Александрович трудился старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте. Среди студентов Кедрова интересовавшихся авангардной линией развития русского стиха были Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Еременко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору. В том же году им была написана поэма «Компьютер любви», которая, как отмечал Станислав Джимбинов, «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой». Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз)… После появления в «Литературном обозрении» (№ 4 за 1984) статьи Рафаэля Мустафина «На стыке мистики и науки» со ссылками на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости идеализма, К. Кедров, в 1986 году прекращает преподавательскую деятельность в Литинституте и пишет заявление о переходе на творческую работу. С 1986 до 1991 года был безработным. По рассекреченным позже документам за ним наблюдали сотрудники КГБ. В это трудное время Константину Кедрову пришлось продать картины и графику своего двоюродного деда Павла Челищева, полученные в наследство в 1972 году. Теперь эти картины находятся в галерее «Наши художники» на Рублевке. В 2008 — на канале «Культура» был показан фильм о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой. В 1989 году в издательстве «Советский писатель» вышла монография Кедрова «Поэтический космос», в котором наряду концепцией метаметафоры, с привлечением литературного и мифологического материала, развивалась новая философская идея метакода — единого кода живого и неорганического космоса. Позже в 1991-1998 годах, Кедров работал литературным обозревателем газеты «Известия». За это время в этой газете опубликованы: статьи о ранее запрещенных и полузапрещенных писателях и философах, среди которых были: Владимир Набоков, Павел Флоренский, Велимир Хлебников, Даниил Андреев, первое в России интервью с Натальей Солженицыной, серия статей против смертной казни и интервью с будущим главой Комиссии по помилованию при президенте РФ писателем Анатолием Приставкиным, интервью с Галиной Старовойтовой о правах человека и нормах международного права, а также о неизвестных в то время широкому кругу читателей В. Нарбиковой, Е. Радове, о поэтах андерграунда Г. Сапгире, И. Холине, А. Еременко, А. Парщикове, Н. Искренко, Г. Айги и др. После раскола в «Известиях» перешёл в газету «Новые Известия»…

В 1995 году, вместе с другими членами Русского ПЕН-центра — А. Вознесенским, Г. Сапгиром, А. Ткаченко, И.Холиным — Кедров основал «Газету ПОэзия», в 2000 году преобразованную в «Журнал ПОэтов». В 1996 году в Институте философии защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Этико-антропный принцип в культуре». 21 марта 2000 года по инициативе и под руководством Кедрова впервые в России был отмечен Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО в Театре на Таганке с участием Юрия Любимова, поэтов Андрея Вознесенского, Елены Кацюбы, Алины Витухновской, актёра Валерия Золотухина. Константин Кедров лауреат Международной отметины имени Давида Бурлюка (1999), премий: GRAMMy.ru в номинации «Поэтическое событие года» за поэму «Компьютер любви» (2003, 2005), «Литературной России» за поэму «Фиалкиада», им. Грибоедова «За верное служение отечественной словесности». А также премии Манхэ (Южная Корея), Евразийского Фестиваля «ЛиФФт» (2016), Международной премии имени Леонардо (2017), Гран-при в номинации «Поэзия» Московской литературной премии. С удовольствием перечислим основные книги Константина Александровича Кедрова: Поэтический космос. — М.: Советский писатель, 1989. Компьютер любви. — М.: Художественная литература, 1990.Утверждения отрицания. — М.: Центр, 1991. Верфьлием. — М.: ДООС, 1992. Вруцелет. — М.: ДООС, 1993. Гамма тел Гамлета. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1994. Улисс и Навсекая. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1998. Энциклопедия метаметафоры. — М.: ДООС, 2000. Параллельные миры. — М.: АиФ принт, 2001. Инсайдаут. — М.: Мысль, 2001. Ангелическая поэтика. — М.: Изд-во ун-та Н. Нестеровой, 2001. За чертой Апокалипсиса. — М.: АиФ принт, 2002. Или (Полное собрание. Поэзия). — М.: Мысль. Метакод. — М.: АиФ принт, 2005. Философия литературы. — М: Художественная литература, 2009. Дирижёр тишины: Стихи и поэмы. — М.: Художественная литература, 2009.

Коллеги, ученики и почитатели таланта, горячо и сердечно поздравляет Константина Александровича со славным юбилеем и надеются вскоре прочитать его новые великолепные книги, услышать суждения и беседы о литературе и культуре!

РУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

16 − 13 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.