Борис Евсеев «Раб Небесный»

149
Борис Евсеев
Фото Сергея Каревского

Аннотация

Борис Евсеев – один из самых ярких новеллистов современности. Большинство его рассказов и новелл, написанных в стиле мистического натурализма, сочетают в себе виртуозное мастерство и трепетную человечность. Выверенная авторская интонация соседствует у писателя со своеобычным языком героев. Обновлённый, без инородных примесей и компьютерного сленга, русский язык произведений Евсеева заставляет вспомнить о положившем когда-то предел пустым словопрениям и навсегда преобразившем российское сознание пушкинском просторечии.

Блеск и скудость новой России, философствующие бомжи и мудрые жители глубинки, влекущие небесной красотой и нежной жертвенностью женщины, нетривиальные сюжеты и завораживающая образность, — всё это делает тексты Евсеева неповторимым явлением в сегодняшней русской литературе.

В книгу «Раб небесный» вошли опубликованные в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Нева», «Лиterraтура», «Человек на Земле» рассказы и новеллы, написанные в 2020-21 годах.

Бо́льшая часть рассказов публикуется впервые.

О ПРОЗЕ БОРИСА ЕВСЕЕВА

На десятом году литературной жизни (печататься Борис Евсеев начал после падения Советской власти) ему нашли академическое определение. И даже поставили у истоков новой школы — школы феноменологического письма. Энергия у Евсеева — внутри фразы, в ее тактильности, вкусности, плотности. Тайное и непонятное выявляется и проясняется. Бытийное проступает в миражном.

Лев Аннинский. “НГ — Ex Libris”

На мое счастье я взялся за рассказы Бориса Евсеева. Евсеев очень разноплановый автор: в респектабельном “Новом мире” он почвенник, “южный Солоухин”, а в тяготеющем к эксцентрике “Октябре” не чужд модернизма. Но в любой своей ипостаси Евсеев — умный, возвышенный, тонко чувствующий автор и все его произведения — вне зависимости от их стилистики — полны чудесной прозрачно сухой листопадной грусти.

Кирилл Анкудинов. “Взгляд”

Мне по душе рассказы Евсеева. Их прочитать полезно уже для того, чтобы лексикон свой прочистить. Вспомнить, как истинно звучат и пахнут русские слова. В прозе Евсеева вообще много всего. Звуков, запахов, которые выражаются редкими, незатёртыми словами. Каждое слово кладётся как бы отдельно, бережно обдуваемое и взвешиваемое на ладони. Но из конечной кладки выходит дивное строение.

Павел Басинский. “Российская газета”

Успех рассказов Евсеева был предопределен — и даже не столько энергией и поистине “овеществленной” плотностью поэтического языка, выделившими автора на фоне безликих и изрядно поднадоевших лексико-ненормативных “норм” постмодернистского толка, сколько обращением писателя к животрепещущей теме цивилизационного слома СССР-Россия.

Алла Большакова. Из книги “Феноменология литературного письма. О прозе Бориса Евсеева”

Борис Евсеев, несомненно, принадлежит к числу наиболее серьезных и перспективных представителей современного литературного процесса в России. Его особый взгляд на призвание литературы и значимость языка оправдывает мнение, что вместе с этим бытописателем картин русской жизни, сознательно берущим на себя ответственность, — как перед читателем, так и перед самим собой, — в российский литературный контекст начала XXI века возвращается “большая русская литература”.

Ханнелоре Умбрайт. “Октябрь”

Книгу можно прочитать, кликнув на картинку ↓

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

19 + 2 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.