Кажется, до начальства постепенно доходит, что Россия была, есть и всегда будет литературоцентричной страной, что русская литература – сакральное понятие, одна из главных наших ценностей и пренебрегать ею, делать вид, что «все и так хорошо», не только глупо, но и преступно. Цензура, слава Богу, запрещена Конституцией РФ, но это не значит, что литературой не нужно заниматься. Не диктовать, разумеется, что и как писать, но помогать ей юридически и экономически. Принять, наконец, законы и постановления, дающие возможность не процветать, но хотя бы выживать нормальным, не «монетизированным» писателям, а не трындеть об этом с разных трибун годами и десятилетиями. Обратить внимание на подлинную литературную элиту страны – классиков или почти классиков, которые живут практически в каждом крупном, а то и уездном городе страны, однако не умеют расталкивать других локтями, дабы снискать награды, премии и сопутствующую тому «всенародную» известность. Вот некоторые из них «от Москвы до самых до окраин», извините, всех не имею возможности упомянуть. Члены Русского ПЕН-центра: во Владивостоке Александр Белых, в Иркутске Андрей Сизых, в Красноярске Эдуард Русаков, Эльдар Ахадов, Александр Силаев и Николай Еремин, в Абакане Наталья Ахпашева, в Ангарске Игорь Корниенко, в Уфе Айдар Хусаинов, в Новосибирске Владимир Берязев и Геннадий Прашкевич, в Перми Юрий Беликов, в Екатеринбурге Роман Сенчин, в Ижевске Вячеслав Ар-Серги, в Иваново Ян Бруштейн, во Владимире Анатолий Гаврилов, в Каргополе Александр Киров, в Белгороде Станислав Минаков, в Крыму Владимир Алейников и Иван Жданов, в Поленове Юрий Кублановский. Ведь народу, да, да — так называемому «простому народу», нужны их рассказы, романы и стихи — увлекательные, но непременно связанные с божественным, небесным, потусторонним, со всем тем, что стоит выше обыденных вещей, понятий, явлений, которыми полны интернет, телеящик и сохранившиеся бумажные средства масс-медиа. Писатель или поэт в России — персона традиционно и странно уважаемая. Не менее уважаемая, как в Германии, например, Herr professor, или в США легендарные для этой страны джазмены.

Обо всем этом я думал, когда ехал по командировке Ассоциации Союзов Писателей и Издателей в Белгородскую область на региональный книжный фестиваль «Белогорье», который, благодаря стараниям культурных людей юга России проводился в этом году с 6 по 8 октября уже в ШЕСТОЙ раз, несмотря на то, что на упомянутом юге в наши дни не все, мягко говоря, хорошо и спокойно. Смотрите, какая роскошная, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ была программа: мастер-классы по созданию рисованных историй, по моделированию книг, изготовлению закладок и открыток, книжно-иллюстративные выставки, чтение пьес актерами, презентации новых изданий, интеллектуальные игры и поэтический слэм для молодежи, и даже этноурок «Свадебный обряд Белгородчины». Еще — церемония награждения победителей областных конкурсов «Лучшая книга Белгородчины», «Читательская экспертиза», нон-стоп-кинопоказ фильмов разных лет об эпохе Петра I, вокально-поэтический моноспектакль, посвященный 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой…

И, конечно же, творческие встречи с белгородскими и приезжими писателями. Вне зависимости от того, к какому творческому союзу каждый из них принадлежит. Хватит! Кончилось время, когда нас, литераторов, сталкивали лбами. Только теперь становится ясно, всё это НАШЕ — Шолохов, Замятин, Пильняк, Бабель, Булгаков, Платонов, Фадеев, Гроссман — русские писатели. У трёх Больших Василиев русской прозы второй половины ХХ века («Стиляга» Аксенов, «кавказец с гор» Искандер – в крещении Василий, «сибирский мужик» Шукшин) общее то, что Россия для них не «эта», а «моя» страна. Равно как и для Астафьева, Белова, Битова, Ахмадулиной, Мориц. Равно как и для многих других более молодых литераторов, плывущих на нынешнем «пароходе современности» в вечность. Мы вместе. Включая великих русских писателей эмиграции – Бунина, Зайцева, Гайто Газданова, своими книгами вновь обретших, увы, только после смерти утерянную родину.

Обо всем этом, о живых и ушедших из жизни писателях, которых я знаю или знал, о славных делах Русского ПЕН-центра, который долгие годы возглавлял, шла речь на моих встречах с многочисленными любителями литературы. Они были проведены с любезной помощью двух очаровательных дам Христины Карловой из АСПИ и Ольги Овчинниковой из Белгородской научной библиотеки. Свидетельствую: залы были полны, слушателей живо интересовало всё ЛИТЕРАТУРНОЕ. Что, кто, с кем и как. Даже студенты местного политехникума в донельзя современном городе с названием Строитель, когда я выступал перед ними в прекрасно оборудованной согласно веяниями сегодняшнего дня городской библиотеке, живо восприняли крутую мысль, что без литературы нынче никуда. Она и в служебной карьере может помочь, и в бизнесе, и внимание девушек привлечь. Будущие автомеханики, строители, горные рабочие, кажется, поняли меня.

Так что люди белгородчины живут и не собираются пропадать. Они надеются. Мы все надеемся. Ведь это наша страна и другой у нас в запасе не имеется. АСПИ вместе с Русским ПЕН-центром делает благородное дело, борясь за разнообразие мнений и свободу слова, объединяя литераторов, защищая и пропагандируя их. Писатели должны знать свою страну, а страна своих писателей.

ЕВГЕНИЙ ПОПОВ

Москва-Белгород
12.10.2022

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

3 × 4 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.