источник: https://rewizor.ru/

Кто множит познание, множит скорбь. Экклезиаст.

Я на мир взираю из-под столика.
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

Николай Глазков

Терпеть не могу слово «МЫ» по отношению к разумным, здравомыслящим людям, потому что «МЫ» состоит из Я+Я+Я и так до бесконечности. Если что-то хвалят или порицают ВСЕ, то это, безо всякого сомнения, туфта, и к ней приучены обыватели, которым ТАК УДОБНЕЕ, которые ТАК ВЫЖИВАЮТ. По мне, так корректнее вместо слова ВСЕ употреблять МНОГИЕ. Или НЕМНОГИЕ, в зависимости от темы и вашего к ней отношения. Ведь человек свободен ВСЕГДА. Этому научили меня Аксенов, Алешковский, Астафьев , Ахмадулина, Битов, Вознесенский, Горенштейн, Евтушенко, Липкин, Мориц, Искандер, Окуджава, Трифонов, Чухонцев, Шукшин и другие светлые личности канувшей эпохи. А кто их научил – не ведаю.

Ведь сам я не умный человек, а, скорее, наблюдательный. Я прожил в МОЕЙ стране, слава тебе Господи, 76 лет. Видел Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненку, Горбачева, Ельцина, Путина. Пожалуй, мне хватит.

«Пасти народы» (выражение Ахматовой и Гумилева) не желаю. Политика всегда, по моим представлениям, была, есть и всегда будет грязным делом, иногда рядящимся в белые одежды. Политики – это особая категория людей, обладающих неким настоящим талантом, схожим с талантом писателя, поэта, музыканта, художника, но талантом особым и, простите, подловатым. Ведь ни про одного политика всех времен и народов не сказали доброе слово ВСЕ. Куда лучше книги слагать, картины писать, сочинять и исполнять «Лебединое озеро». Или просто обладать способностью, например, виртуозно чинить сантехнику. Тоже дело. И тоже лучше политики.

Пропаганда – это весомая часть политики, когда каждая страна преследует свои цели и по возможности подвирает. Не случайно пропаганда прямо запрещена Хартией Международного ПЕН-клуба, правозащитной писательской организации, основанной Джоном Голсуорси в 1921 году.

Хотя кто-то же и политикой должен заниматься, и «народы пасти». Увы, так устроен мир. Изначально. И, конечно же, хорошо, когда этим делом занимается человек разумный, здравомыслящий, а не дурачок или истерик.

Лично я заметил, что мир в смысле МIР в XXI веке окончательно поглупел. Не ВСЕ, но МНОГИЕ впали в истерику и не желают даже вслушаться в то, что им пытаются сказать НЕМНОГИЕ. Что мир не черно-белый, а блещет всеми цветами радуги. Что у любого конфликта есть две стороны. Что это глупо, петь хором в унисон. И, наконец, что люди хоть и Божьи создания, однако не ангелы и не святые, а реальные существа, состоящие, условно говоря, из дерьма и души. Что в них ПРЕВАЛИРУЕТ, такие они и есть в какой-либо отдельно взятый текущий момент. Иногда разлагаются на ходу, а иногда могут внезапно стать почти святыми. Но – ПОЧТИ. Так что нечего удивляться, когда патентованный подлец вдруг ведет себя так замечательно, что тебе это кажется НЕВЕРОЯТНЫМ. Или когда якобы светлая личность, которой ты всю жизнь поклонялся, действует, с твоей точки зрения, мягко говоря, НЕПРАВИЛЬНО. А вдруг это только тебе так кажется да тем, с кем ты по человеческой глупости сбился в стаю? Ты, может быть, прав, так эту личность оценивая, а может, и не прав. Равно как и он. Подумай, есть старое писательское правило, прежде, чем окончательно отдать рассказ в печать, прочитай его сам себе вслух, желательно перед зеркалом, выявятся все его недочеты. Так и здесь – оцени для начала самого себя, вспомни свои поступки, ты ведь хоть раз в жизни непременно сделал ближнему или дальнему своему подлянку, за которую иногда вдруг становится стыдно ночью, когда проснешься, одна радость, что к утру всё проходит.

Что-то все в этом тронувшемся мире все лаются и лаются, и никто уже никому не верит. Цивилизация дошла до того, что практически любой документ можно подделать, отфотошопить, организовать, а совесть, чувства приличия ухнули вместе с прежней европейской цивилизацией, которая закончилась вовсе не 24 февраля 2022 года, гораздо раньше.

И даже не тогда, когда два буржуя Маркс и Энгельс изобрели коммунизм, но только не для себя, а для дурачков типа Ленина с компанией. Это была увертюра кровавой оперетки, но многожанровое действо началось гораздо раньше. Когда ХОМО стал САПИЕНСОМ и быстро сообразил, что лучше использовать труд других, чем самому корячиться.

Культура и цивилизация – это, конечно, хорошо, а то дамы ренессанса прямо на балах чесались, и от европейских королей наносило мочой. Удобства жизни – великая вещь. Но все хорошо в меру. А меры человек не знает.

Изобретения есть замечательные, например, ватерклозет (говорю без иронии), но есть и вредные, например полеты человека в космос, где ему, я полагаю, вовсе нечего делать, пока на земле творится такой бардак, и человек каким был пять тысяч лет назад, таковым, в принципе, и остался.

Прогресс – это, конечно, хорошо, так Бог велел, но, к сожалению, я как-то вижу прямую связь между тем, что в домах завелиcь ванны и клозеты, люди перестали вонять, появилось кино, потом телевидение. Прямую связь с тем неоспоримым фактом, что «сапиенсы» по мере восхождения к вершинам цивилизации и торжества прогресса все больше деградируют и РАЗУЧИВАЮТСЯ ЖИТЬ, впадая в идиотизм. Художники уж не умеют детям кошку нарисовать, композитор Джон Кейдж придумал «4′33″, скульптор выкопал яму размером 5 квадратных метров и глубиной 2 метра, потом закопал, тем и прославился. Попсовые девки, едва научившиеся плясать и завывать под фонограмму, почему-то вещают «по ящику» всякие глупости. Полицейские целуют ботинки хулиганам. Педерастов венчают в церкви. Детей учат, что у них нет ни папы, ни мамы. Профессии «писатель» более не существует даже в нашей литературоцентричной стране. Многие технические изобретения направлены только на то, чтобы ничего самому не делать. Это чем-то должно было закончится и закончилось. Нарыв лопнул. Гной, кровь, все смешалось в доме «сапиенсов».

Поэт Олеся Николаева, «матушка» священника о. Владимира Вигилянского, написала:

«Как быстро развеялся морок постмодернизма, с его симулякрами, перформансами, стебом, понтами, мыльными пузырями, дутыми авторитетами. Сошёл, как с молока пенка. И разом обнажилась основа мира в ее суровой «всамделешности» и «взаправдашности»: жизнь, смерть, боль, кровь, любовь, судьба».

А замечательный питерский прозаик Александр Мелихов вывел: «Роль массовых психозов в возникновении войн является решающей».

В том числе и информационных, добавлю я.

«Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду», — вычитал я у американского писателя Роберта Шекли.

«Правда — это всегда то, что мы говорим, а не то, что знаем», — вторит ему знаменитая Сьюзен Зонтаг.

Вот именно: за правду сознательно выдается то, что пропагандисты ТОЧНО знают, но в целях пропаганды беспардонно врут, оскальзываясь лишь там, где их вымысел приобретает уж совершенно фантастический характер.

Примеры приводить не буду. Не желаю дальнейших раздоров, и чтобы на меня вновь обрушилась тупая ругань. Вот, дескать, Евг. Попов был хороший, в «МетрОполе» участвовал, преследовался КГБ, а сейчас вот шагает НЕ В НОГУ, не желает подпевать ВСЕМ, кто ВСЁ ТОЧНО знает.

Когда открытое письмо более 500 русских писателей, протестующее в «Литературке» против «стравливания славян между собою», призывающее к скорейшему «прекращению кровопролития и страданий мирных людей», заканчивающееся словами «Мир тебе, Украина! Мир вам, Россия и Белоруссия!» встречается МНОГИМИ, уверенными только в своей правоте, матерной бранью.

Когда срочные меры условного Запада, привыкшего повелевать всеми смердами планеты, который и не знает, чем еще ущучить Россию, направлены, получается, не против ненавистного им Путина, а обращены на нас, простых людей страны, которых «гуманисты» мечтают лишить ВСЕГО, даже медикаментов.

«КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС!». «МАРШ, МАРШ ЛЕВОЙ». «ВСЕ СОЛЬЕМСЯ В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ» – до чего же знакомые лозунги, под которыми Россия прожила более 70-ти лет, и которые почему-то не вызывали у упомянутого Запада шквала санкций.

Вопросы, вопросы… Почему, например, Запад 8 лет не замечал, как бомбят и убивают жителей Донбасса и Луганска? На каком основании забирают многомиллионный золотой запас, доверчиво хранившийся Россией в иноземных банках? И (на радость «простых людей»!) виллы и яхты тех богатеньких русских дурачков, которые были уверены – уж нас-то не тронут. Где тут святое капиталистическое право частной собственности, а?

И так далее. Поэтому я готов повторить вслед за моим старшим товарищем и «подельником» по «МетрОполю» Владимиром Высоцким: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами».

Для меня мои коллеги делятся на тех, для кого Россия МОЯ страна и на тех, для кого она ЭТА. Вне зависимости от их национальности и даже меры таланта, отпущенного им Богом.

Кроме того, я с детства ненавижу, когда многие бьют одного, причем ногами. Вне зависимости, прав или виноват избиваемый.

Мне многое не нравится, и многое в моей стране должно быть преобразовано. Устранено безнаказанное воровство, беспредельная власть разжиревших на казенных харчах чиновников, осуществлено бережение наших земных богатств, обретение русскими достоинства, кардинально изменено отношение власть имущих к культуре и в первую очередь к литературе, издательскому делу. Уверен, ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ РУССКИХ ЛЮДЕЙ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ДОСТОЙНО. И предпосылки к этому есть, хотя Петр Аркадьевич Столыпин, преобразователь России, убитый террористами в Киеве (1911) к великой радости МНОГИХ, предупреждал перед смертью «Не думайте, господа, что достаточно медленно выздоравливающую Россию подкрасить румянами всевозможных вольностей, и она станет здоровой».

Мне рассказывал замечательный русский поэт Семен Израилевич Липкин, прошедший убийственную блокаду Сталинграда, где у выживших солдат и офицеров была знаменитая поговорка «ПЛОХО-ПЛОХО, НО СЛАВА БОГУ».

Выживем, Бог даст!

P.S. Да, и еще Столыпин говорил: «Власть – это средство для сохранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать ОПАСНЫМ безвластие правительства…»

Опять прав старик!

P.P.S. Впопыхах я забыл «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД» для написания этого текста. Вот он.

1 марта 2022 «Русский ПЕН-центр», который я возглавляю, опубликовал на своем сайте следующее:

АЛФАВИТ МИРА. Обращение Русского ПЕН-центра

Хартия Международного ПЕН-клуба гласит: «Литература не знает границ и должна оставаться общепринятой ценностью среди людей, несмотря на политические или международные потрясения. При любых обстоятельствах, и особенно во время войны, произведения искусства должны оставаться нетронутыми национальными или политическими страстями».

Мы тоже хотим избегнуть политических страстей. Однако ценность висящих сегодня на волоске человеческих жизней, — будь то донбасские дети, мирные украинские жители, женщины, старики, десантники, танкисты, матросы – вынуждает нас подать свой голос, который, возможно, хоть слегка успокоит гудящий рой фейков, неправд, взаимных обвинений, «информашек» и «дезинформашек» касающихся обстановки в целом и военных действий в частности.

Страдания людей нынешние и, возможно, страдания будущие, заставляют забыть обиды и откинуть в сторону противоречия, сложившиеся за последние 30 лет между Россией и Украиной. Мы знаем и видим: всё происходящее имеет свои причины и достаточно глубокие корни: это и ущемление прав нацменьшинств на Украине, и Донбасс, восемь лет подряд поливаемый свинцом, осыпаемый осколками, это и посягательства на русский язык, по сути, и приведшие к Первой лингвистической войне.

Знаем, помним, учитываем! Но не хотим следовать логике: обидели – ударь. Оскорбили – пырни ножом. У тех, кто руководствуется такой обветшалой логикой, ненависть не прекращается. Мы против ненависти и вражды. Мы за чёткий анализ нынешней обстановки и за поиск выхода: без посредников, без лжеучителей, без заезжих политиканов! Только Россия и Украина. Только Украина и Россия.

Мы, писатели, готовы отказаться от ненависти. А готовы ли политики?

Мы, писатели, готовы отказаться от взаимных претензий. А готовы ли олигархи: и наши, и украинские? Мы хотим мира. Хотим силой нашего единственного оружия – слова – заставить умолкнуть крики вражды и кривды…

В 1904 году в Ясной Поляне, отвечая на вопросы французского журналиста Жоржа Бурдона, Лев Николаевич Толстой сказал: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтоб она стала непоколебимым требованием честной совести».

Во времена мира мы забыли о том, что может вспыхнуть война! Забыли и другую мысль, которую ещё в 1761 году высказал в своей стихотворной притче «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» великий философ и странствующий поэт Григорий Сковорода: «Концом жизни нашей есть мир».

Вслушиваемся в эти мысли и мы, современные писатели. И обращаемся к русским и украинцам со словами добра и приязни: откроем заново наши позабытые буквари, освоим алфавит мира, поучимся уважительности и терпению!

Мы твёрдо знаем: худой мир лучше доброй ссоры. Знаем и другое: ответственность перед будущим – важнее и сильнее, чем забота о сиюминутных политических выгодах. Будущее – существует. Будущее — это то вещество жизни, которое мы с вами вылепляем из себя, из своих фраз и своей крови, смешанной со слезами. Причём реальное будущее существует не где-то в отдалении, оно здесь, оно рядом! И перед нашими потомками – и на Украине, и в России — это будущее предстанет именно таким, каким мы его сотворим сегодня.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЕЙ Г. МОСКВЫ «РУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР»

Начальство Международного ПЕН-клуба, штаб-квартира которого находится в Лондоне, никак не прореагировало на это обращение.

Ян Таксюр. Фото предоставлено Евгением Поповым.

Тогда 13 марта мы направили новому Президенту Международного ПЕН-клуба турку Бурхану Сёнмезу и Президенту Украинского ПЕН-центра Андрею Куркову письмо с предложением устроить ОНЛАЙН мирную конференцию Украинского и Русского ПЕН-центров при участии Международного ПЕН-клуба, а также всех тех ПЕН-центров, кто хотел бы к этой встрече примкнуть. Ибо, писали мы: «Переговорный процесс идет, но крайне медленно и неопределенно, хотя и внушает надежду. Однако наши украинские коллеги, чьи фамилии мы вынуждены опустить, только что сообщили нам, что в Киеве арестован 70-летний поэт-сатирик Ян Таксюр, взяты в заложники известные журналисты, политологи, общественные деятелей Василий Волга, Юрий Дудкин, Дмитрий Джангиров, братья Кононовичи. Перехвачен контроль над их аккаунтами в социальных сетях, эксперты перестали выходить на связь. Изъяты компьютеры и телефоны у журналиста Дмитрия Скворцова и писателя-историка Александра Каревина. Просим вас проверить эту информацию и помочь нашим и вашим коллегам, употребив для этого всё свое влияние».

Сегодня уже 29 марта. Увы, ответа до сих пор НЕМА.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

девять − пять =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.