Евгений Попов – фотография Сергея Каревского

Родившийся в Красноярске в 1946-ом, автор 20 книг прозы, переведенной на множество языков, лауреат многочисленных литературных премий, «просуществовавший» в Союзе писателей СССР 7 месяцев 13 дней, исключенный оттуда за создание в содружестве с Василием Аксёновым, Беллой Ахмадулиной, Андреем Битовым, Андреем Вознесенским, Фазилем Искандером и другими писателями первого советского неподцензурного альманаха «МетрОполь» (1979) – Евгений Попов встречает юбилей в силе и славе.

Жизнь Попова – не похожа на прозябание кабинетных писак. А начиналась эта литературно-гражданская жизнь вот как: в 1968 году за участие в самиздатовском журнале был он исключён из комсомола, поступал и не поступил в Литинститут, зато получил абсолютно необходимую для любого писателя вторую профессию: окончив Московский геологоразведочный институт, всласть поработал «на просторах Родины чудесной» геологом. И, конечно, «вынул» из этой — лишь на первый взгляд романтической — профессии множество рассказов, где живут подлинной, а не мнимой жизнью: пьяницы, бичи, проститутки, интеллектуалы, чиновники, коммунисты.

Переломной и определяющей в судьбе Евгения Попова стала публикация в журнале «Новый мир» (1976) с предисловием Василия Шукшина, которая принесла ему всесоюзную славу. В последнее время Попов широко печатается как прозаик и эссеист в российских журналах, альманахах, газетах: «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Весть», «Зеркала», «Вестник новой литературы», «Вестник Европы», «Огонёк», «Согласие», «Дружба народов», «Континент», «Октябрь», «Столичная вечерняя газета», «Эсквайр», «Взор», «Сноб», интернет-издание «Грани.ру» и др.

Ну а кроме литературы Евгений Попов плотно занят общественной деятельностью: он один из учредителей и Президент Русского ПЕН-центра, секретарь Союза писателей Москвы, ассоциированный член Шведского ПЕН-центра. Отмечен премиями журналов «Волга» (1989), «Стрелец» (1995), «Знамя» (1998), «Октябрь» (2002), премией Союза писателей Москвы «Венец» (2003), памятным знаком венгерского Министерства культуры «Pro cultura Hungaria» (2005), премией «Триумф» (2009) и «Большая книга» (2012). По праву носит Попов и почётное звание — Заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Вот лишь некоторые книги изданные Евгением Поповым за последние годы:

Веселие Руси. Рассказы. — USA, Ardis-Press, 1981. Жду любви не вероломной. Рассказы. — М.: Советский Писатель, 1989, 100 000 экз. Прекрасность жизни. Роман. — М.: Московский рабочий, 1990, 75 000 экз. Самолёт на Кельн. Рассказы. — М.: Орбита, 1991, 50 000 экз. Ресторан «Берёзка». Поэма и рассказы о коммунистах. — М.: Знамя, 1991. Душа патриота. Роман. — М.: Текст,1994. Накануне накануне. Роман. — М.: Текст, 1993; Подлинная история «Зелёных музыкантов». Роман-комментарий. — М.: ВАГРИУС, 1999, 2001, 2003.Тихоходная барка «Надежда». Рассказы. — М.: ВАГРИУС, 2001. Мастер Хаос. Роман. — М.: МК-Периодика, 2002. Веселие Руси. Рассказы. — СПб: Амфора, 2002. «Опера нищих». Рассказы. Беседы. Случаи. — М.: ВАГРИУС, 2006.Песня первой любви. Рассказы, том 1. — М.: АСТ, Астрель, 2008.Каленым железом. Рассказы, том 2. — М.: АСТ, Астрель, 2009. Ресторан «Березка». Рассказы, том 3. — М.: АСТ, Астрель, 2009. Аксёнов (в соавторстве с Александром Кабаковым). — М.: АСТ, Астрель, 2011. Арбайт. Широкое полотно. Интернет-роман. — М.: АСТ, Астрель, 2012. Мы женимся на Лейле Соколовой (в соавторстве с И. Яркевичем). Роман. — М. ДИКСИ, 2015. В поисках утраченной духовности. Рассказы, очерки, портреты, случаи, эссе и другие художественные произведения последних лет. СПб, Пальмира, 2021.

Нужно обязательно упомянуть и о своеобычных грустно-радостных пьесах Попова, идущих во многих театрах страны. Прежде всего о таких как: Автовокзал, (The Bus Station); Хреново темперированный клавир (Badly-tuned piano); Счастье на века (Happiness for night and day), Germany, Baden-Baden, Radio; Страсти по Венедикту (Miserere about Venedict Erofeev).

Особой популярностью у зрителей пользуется спектакль «Плешивый амур», поставленный Генриеттой Яновской в 2016 году (МТЮЗ).

В наши дни Евгений Попов очень много работает с молодыми провинциальными писателями России, ездит по стране с выступлениями, читает лекции по современной русской литературе на родине и за рубежом, более 15-ти лет ведет семинары прозы на ежегодном всероссийском Форуме молодых писателей в Липках, с 2017 года трудится на Высших литературных курсах Литинститута.

Критики и литературоведы называют его «самым веселым анархистом российской словесности» и отмечают, что его проза: «одновременно прекрасна и безобразна, ясна и туманна, трезва и ясна, как русский человек». И это позволяет считать Евгения Попова одним из самых ярких современных национальных писателей, идущим вслед за Михаилом Зощенко, Василием Шукшиным и Василием Аксёновым.

Евгений Попов с женой Светланой (фото Василия Попова, их сына)

ВОТ, ЧТО ПИСАЛИ И ПИШУТ О ЕВГЕНИИ ПОПОВЕ КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ:

«От души, с радостью и надеждой желаю молодому писателю Евгению Попову выносливости и успеха. И хоть немного – удачи. Литературная судьба его, наверное, не будет легкой».

Василий Шукшин, 1973 г.

«Я в Вас очень верю. После смерти дорогого нам с Вами В.Ш. Вы, по-моему, самый надежный».

Юрий Домбровский — Евгению Попову, 1977

«Евгений Попов – замечательный, ни с кем не схожий, очень русский писатель, имеющий не местное и узко отечественное, но обширное, отрадное всеобщее человеческое значение…»

Белла Ахмадулина, 2001

«Он внедряется в новые почвы, воспаряет в новые головокружительности; вот таким образом и возникает своеобразная «евг-поповщина», некое путешествие наобум под разноцветными парусами, сродни плаванию Пантагрюэля».

Василий Аксенов, 2006

«Я понимаю, что говорю, когда объявляю писателя Евгения Попова народным и даже сугубо национальным писателем — это звание им безусловно заслужено. Именно национальным, поскольку наши Санчо Пансы и Дон Кихоты читают его в общей живой очереди».

Александр Кабаков

ИЗ ГЛУБИНЫ СИБИРСКИХ РУД

(К 75-летию Евгения Попова)

«С любовью и трепетом поздравляю своего земляка и друга, замечательного русского писателя и президента Русского ПЕН-центра Евгения Анатольевича Попова с 75-летием.

По-настоящему популярным среди читателей он стал в 1976 году, после публикации рассказов в журнале «Новый мир» с предисловием Василия Шукшина. А подлинная слава к нему пришла после скандальной истории с изданием альманаха «Метрополь», где он оказался в славной компании с Василием Аксёновым, Беллой Ахмадулиной, Владимиром Высоцким и другими «звёздами», после чего он на десять лет был отлучён от Союза писателей. Впрочем, история эта всем хорошо известна. За долгие годы творческой жизни Евгений Попов написал и опубликовал множество книг замечательной прозы, по его пьесам были поставлены спектакли лучшими режиссёрами страны, он был награждён престижными литературными премиями.

В последние годы мы встречаемся редко, но со мной всегда рядом его книги — «Веселие Руси», «Жду любви невероломной», «Прекрасность жизни», «Душа патриота», «Арбайт» и многие другие. Евгений Попов является президентом Русского ПЕН-центра, и я полностью солидарен с его позицией. Он успешно трудится и на педагогическом поприще, являясь доцентом Литературного института. И новые книги выходят одна за другой… И откуда только силы берутся!

Дорогой Евгений Анатольевич! Дорогой мой друг Женя! Поздравляю тебя с юбилеем и желаю крепкого здоровья и новых творческих успехов во всех твоих начинаниях».

Эдуард Русаков

«Народный постмодернизм Евгения Попова реальность, а не очередной критический выверт. Но это чисто русский, близкий к скоморошеству, трепетно осязаемый нами постмодернизм. Вышедшая из такого народного постмодернизма сказовая новелла Евгения Попова – одна из серьёзных жанровых новаций современности. «Сказовая новелла» – зверь, обитающий только в России. Она, как та сказочная кобылица из «Конька-Горбунка», мнёт жито, где хочет и как хочет. Поймать сказовую новеллу за хвост трудно. Но Евгений Попов поймал и крепко зауздал её».

Борис Евсеев. Из Лекции о Е. Попове

«Его проза одновременно прекрасна и безобразна, ясна и туманна, трезва и пьяна, как русский человек. И потому она знакома, как русский человек».

Сергей Боровиков

«Он был одним, из редакторов-составителей легендарного альманаха «МетрОполь», гонимого прежними властями, ныне стал президентом Русского ПЕН-центра, писательской правозащитной организации, состоящей, пожалуй, из самых качественных литераторов страны. Мало кто знает столько о подлинной сути прошлой и нынешней литературной жизни страны, закономерностях взлетов и падений писательских репутаций».

Михаил Гундарин. Из книги «Солнце всходит и заходит. Жизнь и удивительные приключения Евгения Попова, сибиряка, пьяницы, скандалиста и знаменитого писателя».

«Где-то за всем этим, за этими текстами, мы слышим тяжелую мелодию не то всемогущего и бессмертного государева механизма, не то огромного русского медведя, словом, чего-то такого, что отбрасывает на все столь тяжелую тень – неизбежную, как судьба, и не дающую нам ответа, – что сразу и не понять, почему эта тень до сих пор нас не раздавила и почему мы до сих пор живы и разговариваем».

Петер Эстерхази, Венгрия

С прекрасным и славным юбилеем, дорогой Евгений Анатольевич!

Василий Аксёнов и Евгений Попов

РУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here

20 − два =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.