Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Мы возобновили регулярное информационное общение со всеми членами Русского ПЕН-центра на нашем новом сайте. Для тех, кто почему-либо не мог следить за последними событиями в организации на странице «Русский ПЕН-центр. Москва» в Фейсбуке или, по собственному признанию, «ничего не понял» и «запутался», – в очередной раз объясним, что происходит, каково наше к этому отношение, и какие сделаны выводы.

Итак, 30 апреля злоумышленники обрушили наш привычный и активно посещаемый сайт. Оставались неизвестными они недолго. Благодаря нашим читателям, гораздо лучше нас разбирающимся в секретах IT, с большой долей вероятности выяснилось, что сайт взломан не какими-то заграничными хакерами, а изнутри, то есть криминальные действия производились в здании ПЕНа на Неглинке. Поскольку ключи от доменного имени находились в руках всего двух человек – бывшего директора М. Демченкова, уволенного за многочисленные финансовые злоупотребления, и одного из сотрудников аппарата, количество подозреваемых сократилось до минимума. С этим инцидентом еще предстоит разбираться правоохранительным органам. Но уже ясно, что 30 апреля 2019 г. были грубо нарушены конституционные права пользователей на свободный доступ к информации и целый ряд законов Российской Федерации. Не зря совершенно не знакомая нам женщина из Санкт-Петербурга, быстро разобравшаяся в ситуации, опубликовала тревожный пост: «Кому из сотрудников мог помешать собственный сайт? Кто нарушил информационную безопасность и, главное, зачем? И как теперь быть тем, чьи права нарушены, кто оказался в сложном положении и нуждается в помощи?» Нас озаботили те же самые вопросы.

Создание новой версии сайта требовало немалого времени и средств. «Раскрутка» новой страницы на ФБ – также, тем более, что «оппоненты» активно стали использовать прежнюю официальную страницу на ФБ и свои аккаунты в основном для дезинформации и личных оскорблений. Вычислить модераторов тоже не составило большого труда. И снова ими оказались те, кто много лет пользовался незаконными доходами, извлекаемыми Демченковым из здания, переданного ПЕНу в безвозмездное, т.е. не предполагающее коммерческой деятельности пользование. (Модератором оказалась Е. Турчанинова). К тому же начинались длительные праздники. По-видимому, этим и решили воспользоваться взломщики, и те, кто их вдохновлял на уголовщину.

В те дни завершалась перерегистрация членов Русского ПЕН-центра во вновь созданную по рекомендации Минюста РФ и наших кураторов из Лондона организацию. Учредить эту организацию мы были вынуждены по нескольким причинам, главная из которых состояла в юридическом казусе, содержащемся в старом Уставе ПЕНа. Из-за этого Устав, не соответствующий ни законам РФ, ни Хартии Международного ПЕН-клуба, не мог пройти перерегистрацию более 10 лет, и организации угрожала ликвидация. Все это мы подробно изложили в двух обращениях Президента Русского ПЕН-центра Е.А. Попова и других документах.

Заявления о согласии на перерегистрацию подали более 200 человек. Ни один из них при этом не выходил из прежней организации, что было специально оговорено. Минюст пошел нам навстречу и на переходный период согласился с тем, что старая организация будет существовать наряду с новой. Мы были чрезвычайно благодарны за такую взвешенную позицию. Организационный период для каждой общественной организации труден и связан с множеством необходимых бюрократических процедур, на выполнение которых уходят месяцы.

Позиция 200 заявителей совершенно не устраивала трех технических сотрудников и нескольких их покровителей. Сотрудники лишались неплохого «приварка», а в головах «сочувствующих», очевидно, замаячил призрак власти. Так начался ПЕНовский майдан, а по сути – аппаратный бунт. Только тогда мы до конца осознали, какое осиное гнездо разворошили, когда приняли решение прекратить беззаконие, творимое Демченковым и его соратниками. Соблюдение закона, к сожалению, редко связано с материальной выгодой – скорее, наоборот. А бывший директор позорно бежал с ПЕНовского корабля, не подписав документы на получение писателями стипендий, а также выигранный по конкурсу Президентский грант на премию им. Ф. Искандера. Ни много, ни мало — 2, 4 млн. + 2, 8 млн руб. проплыло мимо! Готовя «страшную месть», Демченков не мог не понимать, что организации, поступившие таким образом, немедленно попадают в «черные» списки и вряд ли вправе рассчитывать в дальнейшем получить помощь от государства, которое они, по сути, обманули. Возвращение в казну выделенных средств больно бьет по жестко зарегламентированным госорганам и чревато серьезными штрафами. Это обстоятельство и, в первую очередь, сочувствие обездоленным коллегам, рассчитывавшим на вспомоществование, – еще одна причина, заставившая нас поспешить с созданием «подушки безопасности» в лице новой, не скомпрометировавшей себя возвратом выделенных бюджетных средств организации.

Далее события развивались стремительно. Некая «инициативная группа» принялась рассылать электронные письма провокационного характера, дезинформирующие наших писателей, а также предпринимать действия, прямо направленные на раскол российского ПЕН-движения. Надо заметить, что и Е. Турчанинова, и В. Моисеева, (которая брала за свои услуги дополнительную плату), давно считали здание на Неглинной чем-то вроде жилища своей бабушки, сданной в Дом престарелых. В опустевшей квартирке наконец можно вольготно расположиться и беспрепятственно поразвлечься. Признаемся честно: мы на многое закрывали глаза, понимая, что жизнь технического сотрудника правозащитной организации отнюдь не сахар. В. Моисеева давно завела визовый бизнес, оформляя выездные документы далеко не только членам ПЕНа. Ладно, думали мы! Ведь она все же помогает писателям, которые не умеют пользоваться порталом Госуслуг. А «посиделки на кухне ПЕНа», которые Е. Турчанинова неустанно рекламировала в соцсетях! Ничего против мы не имели и не имеем. Но Русский ПЕН – не лавочка у подъезда и не общественный туалет, а элитарная писательская и правозащитная организация! И ее помещение предназначено для куда более важных мероприятий!

5 мая грянула трагедия в Шереметьево. Без согласования с Президентом и Исполкомом Е.К. Турчанинова, к нашему горькому сожалению ставшая «мотором» группы раскольников им. М. Демченкова, пригласила писателей радостно отметить День Победы и 30-летие ПЕНа. Мы не сомневались, что после массовой гибели людей в стране будет объявлен траур, и пытались мирно договориться о переносе мероприятия. Но, похоже, майданщики уже порешили, что «праздник непослушания» состоится при любой погоде. После подобных вечеринок в прошлом, как нам стало известно, некоторые участники с благословения Е. Турчаниновой оставались в помещении на всю ночь, пили, курили и, иногда «выясняли отношения» иными способами. Но если это и происходило, то не в дни общей скорби по заживо сгоревшим! К тому же любое скопление людей в давно аварийном здании все неотвратимее грозило превратить невинные «посиделки» в «Зимнюю вишню» или Сухой Суперджет. На Исполкоме мы много раз поднимали эту тему, и всякий раз Демченков ловко уходил от ответа или отделывался пустыми обещаниями. Зарешеченные, как в «Матросской тишине», окна, отсутствие пожарной сигнализации и запасного выхода, – это и многое другое – последствия 10-летнего «эффективного» хозяйничанья директора и его «волонтеров». Да-да, все сотрудники аппарата трудились именно в таком качестве, и, следовательно, получаемое ими вознаграждение было вдвойне незаконным: Волонтеры – в переводе «добровольцы» — денег не получают, как никогда не получали их члены Исполкома, вице-президенты, президент. Но, вместо того чтобы расстаться с ними, мы снова преисполнялись жалостью и состраданием. К тому же мы всегда высоко ценили опыт и орг. способности Е. Турчаниновой и надеялись мирно, но законно продолжать их ценить. Но ее поведение последних недель свидетельствует о том, что со дня первых перевыборов Президента в 2016 г., до подтверждения его полномочий Общим собранием в декабре 2018 г., Турчанинова держала камень за пазухой, а после увольнения Демченкова этот камень превратился в булыжник – орудие… аппарата!

Электропровода в здании по-прежнему волочились по полу, и возникло уже два локальных возгорания, которые долго скрывались от руководителей. Оба, к счастью, маленьких, пожара были потушены силами охранника Анатолия. Мы не могли тянуть дальше и обратились в МЧС не по телефону, как прежде, а очно и официально. Нам дали рекомендацию обесточить помещение ввиду высокой пожароопасности и твердое заверение в том, что пожарный инспектор со дня на день нагрянет с проверкой. 6 мая собрался Исполком, который единогласно принял постановление о переносе празднества и закрытии помещений 2-го этажа до окончания проверки МЧС. Президент Е. Попов лично повесил на трех дверях три объявления с новой датой. Сообщили мы об этом и на единственном доступном в отсутствие сайта ресурсе – ФБ. Разослали всем письма. Перенос был тем более уместен, что 15-го мая наши друзья и партнеры из библиотеки им. Боголюбова открывали на Страстном бульваре выставку, как раз посвященную 30-летию ПЕНа и его лучшим представителям, а потом приглашали отметить событие у себя на Сущевской.

Вопреки здравому смыслу и нравственному чувству, 7 мая на Неглинной Е. Турчанинова и Ко собрали-таки «посиделки» из 10-15 человек, а объявления, подписанные Президентом, были по-хулигански сорваны. Причем, некоторые попали на «юбилей» явно по ошибке и вскоре удалились, поняв, что это не их праздник. Как подростки оставляют после не санкционированных родителями пьянок бутылки и сигареты, так инициаторы кощунственного сборища оставили дурацкую бумажку – «бюллетень» о выборах «президента» с орфографической ошибкой в слове «голосование». То есть у этих «аниматоров» хватило ума пойти против воли Общего собрания и абсолютного большинства членов ПЕНа! Что их на это подвигло?

Чтобы объяснить, придется снова вернуться к проделкам Демченкова. Мы обратились в органы правопорядка – то есть в соответствующий отдел МВД – сразу же после того, как экс-директор оставил членов ПЕНа «на бобах». Получили невразумительную отписку. Пошли в межрайонную прокуратуру и оставили заявление. В связи с длительными выходными и нашими тяжкими раздумьями на темы корпоративной этики ответ межрайонной прокуратуры был опубликован только тогда, когда мы поняли, что «добровольцы» осуществляют в своих интересах «ползучий» переворот, прикрываясь именами достойных писателей, очевидно введенных ими в заблуждение. Цитируем этот документ для тех, кто не видел или не понял (опубликован у нас на сайте): «… действия полиции признаны недостаточными и предстоит серьезная проверка деятельности М. Демченкова». Не это ли печальное обстоятельство так ускорило прыть «добровольцев»?

А интерес у распоясавшихся аппаратчиков один – возвращение прежнего директора и получение прежних преференций от незаконной деятельности. Особенно нас возмутило появление на «революционном» горизонте из ниоткуда некоего В. Сергиенко, мелкого порученца при больном и беспомощном А. Г. Битове, безграмотного, наглого, типичного Хлестакова, выдающего себя чуть ли не за «министра иностранных дел» ПЕНа. При малейшей попытке авторитетных писателей противостоять хамскому напору, Сергиенко беспардонно оскорбляет их, поскольку не прочитал ни одной из написанных ими книг. Он распоряжается как дома на личной странице Е. Турчаниновой и банит неугодных. Нам многое известно про эту сомнительную личность! В том числе, мы знаем даже кто писал за него доклады и самозваные выступления на конгрессах ПЕНа, куда г-на Сергиенко никто не звал и где его никто не знал. Но много чести рассуждать о нём! Конечно, каждый имеет право выбирать. Но выбор Е. Турчаниновой нас искренне огорчает! За 27 лет работы, которыми она так любит козырять, ей пришлось общаться с лучшими писателями ХХ века. А она привечает Сергиенко и называет законный Исполком «гоп-компанией». Поименно, пожалуйста, Екатерина Константиновна! Вы имеете в виду всех сразу или конкретно Игоря Волгина? Константина Кедрова? Алексея Варламова? Юрия Милославского? Вячеслава Пьецуха? Владислава Отрошенко, Валерия Попова? А может, ограничиваетесь только Президентом и вице-президентом, слегка ущемившими Ваше бесконтрольное право распоряжаться казенным имуществом, как своим?

Уверены, что загоревшаяся под ногами земля (слава Богу, что не стены здания на Неглинной!) заставила группу «инсургентов» пойти на уже совсем отчаянный шаг – объявить о собрании 30 мая 2019. Это сделано вопреки Уставу, согласно которому собрание имеет полномочия назначать только законно избранные Исполком и Ревизионная комиссия, а вовсе не «волонтер» Е.Турчанинова. Собрание с шизофренической повесткой дня. С пренебрежением не просто регламентом и прочим кворумом, но интересами 200 полноправных членов Русского ПЕН-Центра! Ведь в разосланном Е. Турчаниновой сообщении о созыве беззаконного собрания прямо написано, что она и ее малочисленные подданные таковыми членами тех, кто перерегистрировался в новой организации, не считает и их голоса учитывать не собирается!

И еще одна новость! После фронтальной проверки Минюстом всех документов ОТДЕЛЕНИЯ «Русский ПЕН-центр», и после получения АКТА этой проверки, – спешно исчез наш бухгалтер, разбросав остатки документов и печати у себя в кабинете.

Многое видело писательское сообщество за годы после развала некогда монолитного Союза писателей! Но такого все же еще наблюдать не приходилось. Похоже, если процесс не остановить, нас ждет настоящая эпидемия самозванства, как в Смутное время.

Но мы все же верим, что численность поддавшихся на новую провокацию не превысит количества выпивающих и закусывающих в дни траура 7 мая. Верим, что большинство придет не на карнавальное сборище, а на общее собрание в установленный Уставом срок.

Кстати, в Минкульте выразили готовность выделить новой организации, число членов которых растет с каждым днем, положенные стипендии и субсидии. Документы собраны и будут поданы без проволочек. Нас ждет большая, интересная работа и много славных писательских дел!

Пресс-бюро Русского ПЕН-центра

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

2 × 3 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.