Евгений Попов. На общем собрании 20.12.2018

Дорогие  коллеги! 

Буду краток. Деятельность Русского ПЕН-центра совершенно открыта и о том, что у нас происходит, о хорошем и плохом, мы постоянно информируем всех вас на нашем сайте, который ежедневно обновляет героический Сергей Каревский. Читайте сайт, пишите для  него, участвуйте в его работе и вообще в деятельности ВАШЕЙ организации. Будьте активными, хотя бы взносы не забывайте платить! 

С той поры, как вы доверили мне бразды правления, т.е. за два быстро пролетевших года, нами было сделано около сотни заявлений и обращений о запретах свободы слова, арестах, преследованиях, попытках ввести цензуру, ограничить профессиональную работу  писателей и журналистов.   Мы выработали свой собственный «пеновский» неультимативный, а, если хотите, «дипломатический» язык. Мы не  судьи, следователи, адвокаты или прокуроры. Мы в пределах нашей компетенции не ТРЕБУЕМ, а ПРОСИМ или ПРЕДЛАГАЕМ, и наши хлопоты не всегда, но весьма часто приводят к реальному положительному  результату. Ибо мы защищали и защищаем  всех, кто страдает за свои убеждения, а не только избранных по конъюнктурным или политическим резонам. 

Мы дважды призывали смягчить участь режиссера Олега Сенцова, но мы не забываем и о сидящем в Херсонской тюрьме журналисте Кирилле Вышинском. За эти годы Русский ПЕН-центр по разным причинам покинули около 60-ти его членов, однако и вступили в наши ряды около 60 литераторов: настоящих поэтов, эссеистов, прозаиков, а не случайных политически ангажированных людей, как это практиковалось ранее, в нарушение нашего Устава и Хартии Джона Голсуорси 1921 года, прямо запрещающей Международному ПЕН-клубу заниматься «политикой».

Точно так же, как мы, решают вопросы приема Болгарский и другие балканские ПЕНы, Татарский ПЕН. Они, в отличие от  «продвинутых» центров,  где писателем считается любой человек с улицы,  способный заплатить вступительный взнос, принимают в свои ряды настоящих писателей.

Важно и то, что Русский ПЕН помолодел – в него охотно вступают известные литераторы новых поколений.  Наугад перечисляю: Александр Снегирев, Роман Сенчин, Виктория  Лебедева, Даниэль Орлов, Александр Киров, Михаил Стрельцов, Евгения Декина, Владимир Семенов, Роман Рубанов, Ганна Шевченко, Константин Комаров, Андрей Полонский, Ольга Гуляева, Андрей Щербак-Жуков, Ольга Хохлова… Никого, вроде, не забыл из относительно молодых? А из относительно пожилых «пеновцами» стали легендарные личности – Борис Мессерер и Рена Яловецкая. 

Нам верят.  Мы  не горлопаны, ловцы сенсаций или политики-пропагандисты. Россия – литературоцентричная страна, и слово ИЗВЕСТНОГО писателя у нас до сих пор значит очень многое, к писателям до сих пор прислушиваются в самых разных сферах частной и общественной   жизни. А к журналистам, например, уже не всегда. Заврались. 

Повторяю: мы независимы от Кремля, но независимы и от других политических сил. Мы против  экстремизма. Мы против превращения нашего ПЕН-центра в политическую партию, к чему нас упорно склоняют. Но мы далеки и от конформизма. Мы за эволюцию, мы против революции. Мы пытаемся противостоять власти, когда она нарушает законы, помня о том, что еще советские диссиденты 60-х годов требовали от властей, в первую очередь, соблюдать собственную Конституцию. Мы тоже требуем от власти соблюдать законы, но при этом и сами не должны нарушать их! 

У нас НОРМАЛЬНЫЕ отношения с руководством Международного ПЕН-клуба, и я надеюсь, что сейчас, когда президентом Украинского ПЕН-центра стал настоящий писатель Андрей Курков, мы и с украинскими коллегами найдем общий язык. В 2017 году из-за их неприкрытых угроз мы не поехали на конгресс во Львове, а в этом году не поехали на конгресс в Индию по причине полного отсутствия денег. Где деньги - разговор пойдет дальше. Должен сказать, что все мы трудимся безвозмездно, хотя дела ПЕНа отнимают КАЖДЫЙ ДЕНЬ у меня, Вице-президентов, членов Исполкома от часу до пяти часов. Евгения Декина работает вовсю, Михаил Стрельцов в Красноярске, Владимир Семенов, Андрей Новиков-Ланской, Даниэль Орлов, Ефим Бершин и другие. Поэтому я еще раз взываю к вашей активности, к участию в делах ПЕНа.

А что касается скоропалительного создания на территории нашей страны еще двух «параллельных» ПЕН-центров мы предлагали Лондону решить этот вопрос как того требует Устав и Хартия Международного ПЕН-клуба, то есть, при участии и консультациях с Русским и Татарским ПЕН-центрами, давно существующими в России. Они нам не вняли. И, кстати, вот уже более года не реагируют на нашу просьбу ОФИЦИАЛЬНО ПОДТВЕРДИТЬ соответствие нашего нового Устава – Уставу Международного ПЕН-клуба. На словах поддерживают, а «бумагу» не дают, что вызывает закономерные вопросы к нам Министерства юстиции РФ. Боюсь, уж не связано ли это с политическими играми? Может, всё это тоже санкции?  Во всяком случае, эти наши дружеские предложения остаются в силе и будут полезны вновь образованным ПЕН-центрам. Если мы убедимся, что здесь нет нарушений Устава и законов мы, несомненно, будем сотрудничать с коллегами, и поможем им, чем можем.

И последнее. Наши недоброжелатели запели о «новых скандалах в Русском ПЕН-центре». Никаких скандалов нет. Мы нормально живем и развиваемся в спокойной не скандальной обстановке,  после того, как некоторые «флибустьеры» покинули нашу организацию. Но сейчас произошла одна «свободная вещь», как бы выразился в подобном случае Андрей Платонов. Как только мы попытались навести порядок в административно-хозяйственной деятельности Русского ПЕН-центра, директор Михаил Демченков привыкший к многолетнему отсутствию контроля и полной безнаказанности, сбежал с деньгами ПЕНа, наплевав на его нужды, принеся ему огромный материальный ущерб, и сейчас им занимаются правоохранительные органы. Не он первый, не он последний, справимся и с этой бедой. Мы живем открыто, ни от кого ничего не скрываем. Это сейчас, по-видимому, мода такая на беглых директоров творческих организаций. После долгих уговоров Директором любезно согласился стать компетентный и достойный Андрей Новиков-Ланской. Поможем ему!

И продолжим нашу правозащитную и литературную работу.