Евгений ПОПОВ

Памяти искусствоведа Ирины МЕЛЕШКЕВИЧ

На фотографии 2001 года:
Сидят на полу: Евг. Попов и Л. Рубинштейн.
Первый ряд (слева направо): А. Лаврин, С. Бардин, Т. Щербина, В. Салимон, З. Гареев, М. Кудимова, Н. Кондакова, О. Николаева
Верхний ряд: И. Смирнов, В. Тучков, М. Айзенберг, К. Победин, С. Семенов, А. Кабаков, В. Пьецух, С. Васильева, Н. Климонтович

В Москве, если кто не знает, в самом ее центре, в Глинищевском переулке, есть галерея «Промграфика» Московского союза художников.

Там недавно состоялось грустное и одновременно радостное событие. Так, знаете ли, почти всегда бывает, когда и радость, и печаль вместе.

Печаль – исполнилось 40 дней со дня смерти красавицы Ирины Мелешкевич, которая долгие годы, пока это было можно, возглавляла небольшую галерею «Манеж», расположенную в том конце огромного Манежа, который ближе к Библиотеке Ленина. Славное и знаковое было место!

Там в последнее десятилетие ХХ века постоянно проводились выставки малоизвестных тогда художников, многие из которых ныне считаются классиками. Наталья Нестерова, Анна Берштейн, Александр Ситников, Нателла Тоидзе, покойный Сергей Шерстюк, Царство ему Небесное, Татьяна Назаренко, ухитрившаяся с благословения директора большого Манежа  Станислава Каракаша выставить прямо у входа в Кремль фанерную раскрашенную скульптуру «РАБОЧАЯ И КОЛХОЗНИК». Рабочая строгая, передовая, а Колхозник – в телогрейке и с початой бутылкой водки. Видно, что они любят или скоро полюбят друг друга в отличие от тогдашнего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, который, случайно увидев это неординарное произведение искусства, повелел его немедленно убрать с глаз начальства долой.

Там же возник и в те же годы успешно функционировал литературно-художественный журнал «Золотой век», за уцелевшими номерами которого сейчас гоняются антиквары. Там публиковались те, кого раньше близко не подпускали к печатному искусству: Николай Климонтович, Зуфар Гареев, Лариса Ванеева, Виктор Ерофеев, Владимир Тучков, Сергей Бардин, Александр Кабаков, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов, Саша Соколов, Евг. Рейн, Тимур Кибиров, Юрий Кублановский, возмутитель спокойствия Лимонов, эмигрант Василий ПавловичАксенов.

Его придумали и осуществили поэт Владимир Салимон и первый художник журнала Сергей Семенов, некогда – андерграунд, ныне – член-корреспондент Российской Академии Художеств.

Тогда в стране уже не было цензуры, но денег тоже не было, однако нищие Салимон и Семенов постоянно разыскивали покровителей и сумели выпустить 13 номеров ДЕМОНСТРАТИВНО РОСКОШНОГО журнала, не  уступающего по красоте аналогичным изданиям конца XIX — начала ХХ века. Никакой идейной платформы у журнала не имелось. Критерием для публикации были качество литературного произведения, его новизна и вменяемость автора, даже если он имеет психиатрический диагноз. «Группа людей, которая называется «Золотой век», так определил  это неструктурированное и неформальное содружество поэтов, прозаиков, эссеистов, художников Владимир Салимон в одном из своих интервью, которое он дал, КОГДА ВСЕ КОНЧИЛОСЬ.

«Мы хотели создать журнал, который демонстрировал бы, прежде всего, что культура вечна и неколебима ничем, что хорошее соседство только укрепляет позицию каждого автора, поэтому у нас Марсель Пруст мог соседствовать с Евгением Поповым, а Андрэ Жид мог быть рядом с Игорем Клехом».

Хотели и создали. Но Манеж таинственно сгорел в марте 2004 и на его месте сейчас – новодел, копия в натуральную величину, галерея закрылось, художники и писатели стали жить самостоятельной жизнью. Без Иры Мелешкевич, которая именно тогда вышла замуж за стихотворца Салимона, и они были счастливы в браке все эти длинные годы.

Да, Ира ушла из жизни, но то ДОБРОЕ, что она столько лет делала для русской культуры и ее хороших представителей, не осталось забытым, и уцелевшие, постаревшие люди ТОГО ИСКУССТВА собрались в галерее «Промграфика», чтобы помянуть ее. К ним присоединились совсем юные творцы. Например, набирающий известность 29-летний автор нескольких  пока что недооцененных  романов Артемий Леонтьев и его друзья.

Многие художники, связанные с Манежем, сами привезли для выставки свои работы. Их никто не просил и не понукал. Пришли легендарные личности – искусствовед Леонид Бажанов, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, редактор «Октября» Ирина Барметова, прозаик Игорь Клех. Была Татьяна Фабрикова, некогда «хозяйка Манежа», жена Станислава Каракаша, который вот уже многие годы тяжело болен, врач Виктор Каторгин и его жена Ада, куратор выставок Ольга Марутян, поэт Светлана Васильева, художники (кого не запомнил – простите, Христа ради!), упомянутые Таня Назаренко, Нателла Тоидзе, Аня Берштейн, Саша Ситников. А еще Ольга Монина, Ирина Старженецкая, Владимир Брайнин, Екатерина Корнилова, Алексей Чаругин.

Владимир Салимон читал дивные стихи, посвященные Ирине, а все мы слушали и молчали. Что тут скажешь.

Потом, естественно, выпивали. Как ТОГДА. Как всегда.

Ирина Мелешкевич
Вадим Абдрашитов, Нателла Тоидзе, Евгений попов, Артемий Леонтьев
Владимир Салимон

Фото из личного архива Евгения Попова

Фотографии 2020 года выполнены Василием Поповым

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here

два × 2 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.